Факторы стресса частного охранника и пути повышения его психологической устойчивости

Вопросы психологической устойчивости личности имеют для охранников огромное практическое значение, посколькуФакторы стресса охранника устойчивость нашей психики сохраняет личность от психологических потрясений и психосоматических расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Любой человек, так или иначе, регулярно сталкивается с действием различных стрессоров, и последствия этих действий для нас различны. У кого-то это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у кого-то - снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья и другое. У людей, для кого действие стрессоров имели отрицательные последствия, психологическая устойчивость к их воздействию оказалась ниже должной.

 

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. В психологии под психологической устойчивостью понимается способность человека сохранять необходимый уровень и согласованность проявления основных психических функций (восприятие, ощущения, представления, воображение, мышление, память и др.) в различных сложных ситуациях. Она включает в себя такие свойства психики как стабильность (стойкость), сопротивляемость, уравновешенность (соразмерность) и позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

 

Стабильность понимается, как способность сохранять свою «самость», веру в себя и в свои возможности, как способность к эффективной психической саморегуляции и коррекции своей внутренней функциональной структуры свойств. Как составляющую психологической устойчивости, стабильность не следует понимать как непоколебимость и отсутствие всяких изменений. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности. Ее скорее следует рассматривать как равновесие постоянства и изменчивости личности. Говоря о постоянстве, имеются в виду главные жизненные принципы, цели, доминирующие мотивы, способы поведения и реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. И стабильность скорее предполагает достаточную гибкость структуры психологических функций. Сниженная стабильности приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска, человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического (телесного) здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.

 

Рассматривая стабильность как компонент психологической устойчивости личности, нужно отметить, что она имеет важнейшее значение, как для общества, так и для самого человека. От стабильности зависит закономерность и последовательность действий и поступков личности, а следовательно, предсказуемость ее поведения. Благодаря этому компоненту люди могут устанавливать нормальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нужных результатов в процессе совместной деятельности. Наиболее стабильными являются свойства личности, обусловленные врожденными особенностями строения нервной системы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента, как активность и реактивность (импульсивность), пластичность (изменяемость) и ригидность (жесткость), экстровертированность (направленность человека во вне) и интровертированноть (направленность человека на себя), эмоциональная возбудимость и др. Относительно стабильными являются также познавательные способности личности и некоторые особенности ее интеллекта. Наряду со стабильностью одних свойств может происходить трансформация других свойств личности.

 

Под трансформацией понимают процесс превращения или замены одних психических свойств личности другими, часто противоположными, вследствие изменения социальных условий существования или под влиянием новых требований при выполнении деятельности. Больше всего подвержены трансформации, социально обусловленные свойства личности, связанные с мотивационной сферой и характером человека. Трансформация, как и стабильность психических свойств, является необходимым элементом приспособления личности к сложным постоянно меняющимся социальным условиям существования.

 

Сопротивляемость. Достижение человеком своих жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально значимые) цели ставит человек, тем больше он встречает трудностей. Поэтому, на пути следования к своим намерениям и целям, человек вынужден проявлять способность к сопротивлению тому, что ограничивает его свободу поведения и свободу выбора, способность противостоять внешним влияниям. Постоянное межличностное взаимодействие человека с другими людьми изначально предполагает включенность его во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Ибо стороннее влияние может нарушить необходимую личностную автономность (самодостаточность), независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, возможностей следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, сопротивляемость можно рассматривать, как способность находить и удерживать баланс между конформностью (умением подстраиваться, уживаться с другими) и своей автономностью.

 

Уравновешенность - способность человека соразмерять силу реагирования, активность поведения силе раздражителя, значению события. Уровень напряжения человека всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной (личностной) интерпретацией, оценкой.

 

Уравновешенность как составляющая психологической устойчивости проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной (личной) составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью - с другой.

 

Ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость, представляют собой довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде (Куликов, 1997). Личностные факторы - это оптимистическое отношения личности ко всему (в том числе к себе), достаточно высокая самооценка, уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение, терпимость, принятие других такими, какие они есть, понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования, адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов; активность в поведении и деятельности; использование эффективных способов преодоления трудностей и др.

 

Факторы социальной среды - это факторы, поддерживающие самооценку, способствующие самореализации и адаптации, психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).

 

Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности.

 

После того, как были рассмотрены общие понятия и составные компоненты психологической устойчивости, можно перейти к конкретным практическим вопросам повышения психологической устойчивости охранников. Для этого нам необходимо очертить примерный общий перечень ситуаций, в которых охраннику приходится проявлять психологическую устойчивость.

К таковым относятся:

- ситуации, связанные с пресечением противоправных посягательств на охраняемую собственность, в том числе при ее транспортировке;

- экстремальные (чрезвычайные) ситуации на охраняемом объекте;

- конфликтные ситуации с персоналом охраняемых объектов и в своей среде.

 

Мы уже отмечали, что лучшей основой для формирования адекватных и эффективных действий охранников в ситуациях, связанных с опасностью и риском для жизни, являются практические тренинги в учебных ситуациях, приближенных к реальным. В психологии давно известно о том, что лишь то, что мы делаем, можно понять и почувствовать по-настоящему глубоко. В памяти запечатлевается до 90% из того, что человек делает, около 50% из того, что видит и лишь 10% из того, что слышит. [9]. Именно путём практических тренингов можно повысить психологическую устойчивость охранников. Тренинги способствуют снижению действия на охранников стрессоров реальных ситуаций за счёт снижения их значимости для них. В тренингах охранники нарабатывают формы своего поведения и тактику действий, приобретают опыт преодоления неблагоприятных психологических факторов, повышают уверенность в своих силах. Каждое действие охранника в учебной ситуации должно многократно отрабатываться, вплоть до автоматизма, когда умение переходит в навык. В этом случае можно рассчитывать на то, что сложной ситуации сознание охранника будет занято контролем самой ситуации и своевременным реагированием на ее изменения, а не тем, что и как ему нужно сделать. Ведь приходилось наблюдать ситуацию, когда охраннику на месте происшествия не удалось надеть на правонарушителя наручники из-за того, что он не умел с ними обращаться. А подобное, увы, не редкость. И можно быть уверенным в том, что тревога этого охранника за свою неумелость резко повышало для него значимость, как стрессора, факта любого задержания правонарушителя.

 

Однако не стоит рассчитывать на то, что, создав учебную модель ситуации внешне похожую на реальную ситуацию, мы можем в достаточной мере обеспечить психологическую готовность охранников к ней. В реальной ситуации охранники действуют, испытывая высокое психическое напряжение, поэтому и в учебных ситуациях необходимо использовать факторы, вызывающие у охранников ощущение неопределённости, опасности и страха. Таковыми факторами могут быть сложные погодные условия, шумовые эффекты (хлопушки, взрывпакеты и т.д.), открытый огонь, высота, ограниченная видимость, риск получить болевое воздействие при задержании «правонарушителя», стрельба маркерами (с использованием пневматического оружия для пейнтбола), внезапное изменение задания, ограничение возможностей для выполнения задания, повышение самостоятельности и др.

 

Для решения задач психологической подготовки (воспитания смелости, решительности, энергичности, самообладания, активности, самостоятельности, осмотрительности, непоколебимости в достижении результатов цели и другое) используются также специальные полосы препятствий и объекты, занимаясь на которых охранники учатся преодолевать страх перед огнем, водой, высотой, темнотой и другими устрашающими факторами. Полосу препятствий можно создать с учетом специфики условий, в которых охранникам приходится действовать, оборудовав ее дополнительными элементами (горючие смеси, дымовые шашки, взрывпакеты, сигнальные ракеты, звуковые сирены и др.), усиливающими психологическое действие на охранников.

 

При огневой подготовке в тире можно использовать упражнения, связанные с перемещением и ведением скоростной стрельбы по мишеням на дистанции от 7 до 10 м. Именно в пределах этой дистанции обычно происходит огневой контакт и основная задача у стреляющих - поразить противника в любую часть тела. Ибо, любое попадание пули в человека может вызвать у него болевой шок. Опыт боевых действий свидетельствует, что человек получивший ранение даже не в жизненно важный орган может погибнуть от болевого шока. Вот почему во время войны в Афганистане раненым, прежде всего, вкалывали шприц-тюбик с пармедолом (сильное обезболивающее средство) для предотвращения болевого шока.

 

В силу специфики своей деятельности, охранники могут оказаться первыми на месте техногенной катастрофы, ещё до приезда спасателей и медиков, и пытаться оказать первую помощь пострадавшим. Картина произошедшего, связанная с поражением и гибелью людей, потребует от охранников выдержки и самообладания, способности действовать, несмотря на свое эмоциональное потрясение.

 

Исследование состояния сотрудников аварийно-спасательных отрядов участвовавших в ликвидации последствий железнодорожной катастрофы двух пассажирских поездов под Уфой июне 1989 года показало, что большинство из них испытали сильнейшее эмоциональное потрясение от увиденного. Тогда из-за протечки газобензиновой смеси в магистральном трубопроводе, проходившем недалеко от железнодорожной насыпи, в низине скопился газ. При встречном прохождении двух поездов, от искры из-под колес поезда произошла детонация газа. В результате мощного объемного взрыва и гигантского пожара сгорели оба поезда (погибли 645 пассажиров, в том числе 181 ребёнок, а оставшиеся в живых стали инвалидами).

 

Так вот, 98% обследованных спасателей признали, что они испытали страх и ужас от увиденного, 62% указали на чувство растерянности, слабость в конечностях. В 20% случаев собственное состояние сотрудников по прибытию на место катастрофы характеризовалось как предобморочное. А это были люди, которые знали, с чем придётся иметь дело, у них было время и предварительная информация о трагедии, чтобы хоть как-то внутренне мобилизоваться.

 

Об этом приходится напомнить, ибо мы часто полагаем, что случиться может всякое, но только не с нами. И не извлекаем должные уроки из произошедшего, не учимся предупреждать и не допускать трагедии и катастрофы. Наше головотяпство стало характерной национальной чертой, и понимание приходит вослед, когда уже «гром грянул…».

 

Конечно, охранники не смогут заменить профессиональных спасателей в подобных ситуациях. Оказавшись на месте происшествия раньше других служб, им необходимо будет предпринять хотя бы первоначальные спасательные действия (оказать первую помощь, организовать эвакуацию из опасной зоны и др.). Поэтому их нужно подготовить к тому, что возможно им придётся увидеть: к виду крови, телесных повреждений, трупов и др. Для этого можно использовать учебные фильмы для медиков (например, фильмы для подготовки врачей-травматологов и др.), чтобы у охранников вырабатывалась психологическая устойчивость для спокойного восприятия людей, получивших те или иные поражения.

 

Для сохранения и повышения психологической устойчивости в конфликтных ситуациях с охранниками можно проводить коммуникативные тренинги. На этих тренингах охранники могут узнать, как общаться с разными типами людей, какие качества важны в общении, как выбирать позицию общения, как грамотно вести себя в конфликте и многое другое.

 

Важную роль для психологической устойчивости охранников имеет прочность их моральных принципов. При определенности, непротиворечивости, незыблемости принципов люди, попадающие в сложную ситуацию, не испытывают колебаний (и соответственно связанных с ними переживаний), обусловленных переоценкой ценностей, изменением намерений. Поэтому поддержка и укрепление моральных принципов охранников, таких как долг, справедливость, принципиальность, единство слова и дела, уважение, терпимость и другое, имеют важное значение для повышения психологической устойчивости охранников.

 

Статья опубдикована:  http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=76104


« Вернуться